​«Приподнимая полог тайны» Расширенная биография ESTATIC FEAR

22 сентября 2017


(по информации из неформльных интервью и личной переписки со Stauff’ом и Calix’ом Miseriae в 2007-2017гг., а также по данным Metal Archives и иных онлайн источников.)

Преамбула

Линц – уютный городок в Верхней Австрии, окружённый вдохновляющими архитектурными достопримечательностями и захватывающими дух пейзажами. В этом регионе можно найти любые источники вдохновения – тихие пастбища и неистовые стремнины, первозданные леса и мрачные останки времён Второй мировой войны из железа и бетона, поражающие воображение средневековые замки и хрустальной чистоты озёра, суровые горные отроги и цветущие луга. Извечная смена времён года дополнительно усиливает эту магию, окрашивая вдохновение эмоциями разных оттенков. Новые поколения людей искусства, используя за основу плоды вдохновения мастеров прошлого, обогащают их множеством небывалых форм и перспектив.

В прошлые века это культурное и географическое пространство (в широком смысле) породило немало гениев мирового масштаба, таких как Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Штраусы, Малер. Через их шедевры сии культурные и академические истоки вкупе с извечными источниками вдохновения вызвали множество отголосков и волн сначала в европейском, а затем и во всемирном музыкальном наследии.

В 80х годах XX века Линц настигла глобальная волна совсем иной природы и происхождения, волна хеви-метала из Великобритании и США. Среди молодёжи стало популярно самовыражаться как «рокер» или «металлист», носить длинные волосы и клёпаную кожу, джинсы, футболки с названиями групп и изображениями монстров, слушать группы METALLICA, IRON MAIDEN, VENOM, BLACK SABBATH и др. Мрачная эмоциональная музыка, нередко с серьёзной вдумчивой лирикой, либеральные идеи и ценности, образ жизни нонконформиста, драйв, протест, бунт, свобода быть таким, каким хочешь, в противопоставление традиционному, консервативному – всё это привлекало и вдохновляло. Как и во многих других странах, австрийская метал-сцена изначально сформировалась именно из этого благодатного зерна.

Начало: 1990-1992

Основатели ESTATIC FEAR, Stauff и Beowulf, большие друзья с самого детства, выросли именно на этой глобальной волне хеви-метала. В начале 90х, когда они были подростками, их вкусы постепенно поменялись в сторону более брутальных и экстремальных жанров, представленных группами DEICIDE, MORBID ANGEL, CARCASS. В возрасте 16 лет они решили сформировать собственную группу, чтобы записывать свою тяжёлую музыку, и придумали для неё название INSANUS. Оба играли на электрогитарах, так что им осталось только подыскать басиста, барабанщика и вокалиста. Кроме того, им не хватало серьёзных навыков исполнения и, собственно, готовых песен. Примерно год спустя они встретили на улочках Линца двух металлистов в футболках с логотипами суровых метал-формаций. Это и были (будущие) Calix Miseriae и Astaroth Magus. После разговоров на музыкальные темы стало ясно, что они нашли третьего гитариста и барабанщика.

Позднее в том же 1992 году они нашли и базу для репетиций; Stauff написал пару «типичных дэт-метал опусов старой школы, ничего особенного». В то время Beowulf и Calix сильно увлеклись дум-дэт-металом (CATHEDRAL, ANATHEMA, MY DYING BRIDE, KATATONIA и др.); Stauff’у также нравилась эта музыка, хотя в целом он предпочитал «более быстрые» поджанры. После множества сессий на репетиционной базе Calix Miseriae выработал тот особый стиль, который придал группе уникальное звучание. Пришло время сменить её название.

Название, демозаписи, «Прерванная грёза»: 1993-1997

Beowulf и Stauff всегда были поклонниками творчества Г.Ф. Лавкрафта. В его хоррор-фантастическом шедевре «Крысы в стенах» есть фраза «Я испытал миг экстатического страха». Именно оттуда происходит название группы ESTATIC FEAR; в нём слово «estatic» является гибридом слов «экстатический» и «эстетический». Что касается величественного логотипа группы, его создал знакомый художник Stauff’а.

В 1993 была сделана самая первая демолента группы, «Wotan’s Army». Это была 13-минутная песня, записанная на репетиционной базе на примитивном и дешёвом оборудовании. Запись никогда нигде не использовалась и не публиковалась, она была сделана музыкантами, в общем-то, только для собственного удовольствия.

В начале 1994 года группе представилась отличная возможность записать трек для диска-компиляции местных хард-рок и хеви-метал команд. Данная демо-компиляция «EXIT» (1995г.) финансировалась муниципалитетом Линца. Все участники представили для неё по паре песен, а ESTATIC FEAR записали одно достаточно длинное произведение. «On A Cold Winter’s Morning» («В холодное зимнее утро») стала самой первой песней, изданной группой. Она была написана Calix’ом и аранжирована всей группой совместно. Лирика произведения весьма близка к творчеству Лавкрафта, музыкально оно напоминает одну из ранних демо-записей ANATHEMA, “The Lord Of Mortal Pestilence”.


Песня получила достаточно положительные отзывы австрийских и международных метал критиков, так что группа могла приступать к записи полновесного альбома на лейбле CCP Records. Пришло время для создания «Somnium Obmutum» (что переводится с латыни как «Прерванная грёза»).

В то же время Stauff решил сформировать группу, более соответствующую его музыкальным пристрастиям. Beowulf и Astaroth Magus присоединились к проекту, а также в него был приглашён вокалист под псевдонимом Berserker. Так была рождена группа ASTAROTH, первая австрийская блэк-метал формация после ABIGOR.

Кроме того, в этот период были выбраны псевдонимы участников группы: Stauff в честь замка Штауф в Хайбахе-на-Дунае, Beowulf в честь эпического героя нордической саги, Calix Miseriae, «Сосуд скорби» на латыни, Astaroth Magus – характерный блэк-метал псевдоним.

Calix был душой и сердцем ESTATIC FEAR. Остальные участники практически ничего не привносили в процесс создания альбома. Весь 57-минутный альбом, включая самобытные фолковые/классические мотивы, был написан Calix’ом с некоторой помощью его отца, профессионального преподавателя гитары и лютни. В последней трети произведения «Somnium Obmutum» изощрённый слушатель может услышать партию гитары, созвучную теме «Был у Христа-младенца сад» Чайковского. Calix написал и изысканную лирику для альбома, её таматика: меланхолия, утраченная любовь, стремление к смерти в её бесконечной красоте, одиночество. В школе у него был курс латыни, знание которой он использовал при написании текстов. Строки на старонемецком в стиле средневековой поэмы также принадлежат его перу; этот же поэтический стиль автор использовал для написания текстов обоих альбомов на английском.

Он же сделал фотографии для оформления диска, на которых изображена источенная временем скульптура в пышном саду поблизости от замка Линц в родном городе группы. К сожалению, в начале 2000х этот сумрачный и таинственный памятник был разрушен вандалами. Это место рядом с замком Линц, а также грозные руины замка Штауф в Хайбахе-на-Дунае (Хинтерберг) вдохновляли всех участников группы; позднее фотографии последнего были использованы в оформлении буклета дебютного альбома ASTAROTH. При записи «Somnium Obmutum» в студию дополнительно были приглашены два музыканта с классическим музыкальным образованием – Петра (флейта) и Марион (вокал).

Stauff’у и другим участникам группы стало ясно, что эту музыку никогда не удастся исполнять на метал-концертах по причине сложной инструментовки и очень личной экзистенциальной природы произведений. К тому же, по словам Stauff’а, Calix всегда говорил, что не заинтересован в концертных выступлениях. Поэтому проект ASTAROTH стал для них возможностью выйти на сцену и получать живой отклик слушателей.

За десятилетие своего существования ASTAROTH провели много концертов в родной Австрии и за её пределами, издали несколько разнообразных альбомов и видеоклипов. Группа была полноценным детищем Stauff’а и Beowulf’а, в то время как в ESTATIC FEAR они играли лишь роль статистов.

Печальный раскол

После «Somnium Obmutum» дела в группе пошли плохо. Calix Miseriae играл в группе ключевую роль, он писал всю музыку и тексты, он имел полное право на главенство в ESTATIC FEAR. Однако, остальные полагали, что участие в группе должно быть равноправным. В результате, три музыканта покинули группу несмотря на то, что Stauff и Beowulf были её основателями. После этого Calix работал над вторым альбомом в одиночку: теперь это был его сольный проект с приглашёнными музыкантами. Раскол был достаточно болезненным, так что Stauff тогда решил даже, что никогда более не вернётся к этой музыке. Все трое целиком сосредоточились на группе ASTAROTH. Кроме того, в 1997-2000 годах Beowulf и Astaroth Magus записали три альбома с THIRDMOON

Второй альбом и новый материал: 1999-2007

В 1999 году Calix Miseriae издал второй альбом группы, «A Sombre Dance», на котором пропорция метала и фолк/неоклассической музыки ощутимо сместилась в пользу последних. Альбом был написан Calix’ом и записан с участием девяти сессионных музыкантов с очень разными музыкальными биографиями: отец Calix’а (помимо вклада в создание музыки он также исполнил партии гитары и лютни на альбоме), его столь же маститый коллега по музыкальной академической среде Линца профессор Франц Хагенедер (флейта), блюз-певица Клавдия Шёфтнер (MIRKOPHONICS), Юрген Лалик и Томас Хиртенкауф из MORTUS (дэт-трэш-метал, позднее реформированные в DARIUS MONDOP, стоунер-сладж метал), барабанщик SPEARHEAD Макс Поинтнер (позднее он также играл в составе EDENBRIDGE и IN SLUMBER), басист Клаус Преллингер (владелец CCP Records, участник DAYLIGHT TORN), рок-виолончелист Бернхард Фат (из группы JACK FROST).

Вступление произведения «Chapter I» на альбоме, очевидно, является поклоном в сторону песни «Skellig» Loreena MacKennitt. Весь остальной материал полностью оригинален. Как и на первом альбоме, акустические пассажи на «A Sombre Dance» легко можно принять за аутентичную старинную музыку. Calix Miseriae самым любопытным образом и без какого-либо диссонанса смешал несколько разнородных направлений в этом уникальном коктейле из красоты, трепета, ярости, меланхолии. Барочная/фолковая лютня, дум-дэт метал, достойные Бетховена фортепианные мелодии – в его музыке это сочетается в единой гармонии, мощи, идее. Все источники вдохновения, старинные и современные, были творчески синтезированы в новейшую форму музыкального искусства. Альбом вышел более академическим и рафинированным, чем релизы 1995 и 1996 года. Он стал новым закономерным этапом в эволюции оригинального музыкального стиля Calix’а. Композиция «On A Cold Winter’s Morning» была вдохновлённой творчеством Лавкрафта пробой пера в жанре дум-дет-метала старой школы с несколькими строками на латыни. «Somnium Obmutum», изданный всего на год позднее, уже выделялся замысловатой структурой, высокохудожественной лирикой на трёх языках и уникальным атмосферным звучанием. Метал-партии на нём оставались жёсткими и олдовыми, оттеняя отполированные практически до совершенства фолк/неоклассические партии. На втором же альбоме, написанном и спродюсированном за три года, был достигнут эффектный баланс сложности и конвенциональности, мелодичности и тяжести, жёсткости и утончённости, современного и традиционного.

В 2003 г. Calix записал короткую композицию для альбома HROSSHARSGRANI «Schattenkrieger» под названием «Sechster Schattenzyklus / Wenn Winters Sang und Klang Verstummt». Лирика этого произведения вдохновлена «Властелином колец» Толкина.

В 2007-2009 гг. несколько фанатов ESTATIC FEAR вели переписку с Calix’ом. В своих ответах он упоминал, что за прошедшие годы написал немало нового материала в виде черновиков, набросков, но был слишком занят карьерой в сфере информационных технологий, чтобы довести материал до ума, записать его и издать альбом (или даже пару альбомов). В начале 2017 в личной переписке с фанами группы Stauff сказал, что он и Beowulf, всё-таки, могли бы вновь присоединиться к Calix’у для записи его новых произведений, во имя этой уникальной музыки и старой дружбы.

Что касается ASTAROTH, группа самораспустилась ещё в 2005 году, так как её участники были заняты сначала карьерой, а затем и семьёй. Однако, в 2013 году Stauff основал новую группу PULSE, фундамент которой был заложен ещё на последнем альбоме ASTAROTH. Музыку PULSE можно классифицировать как индустриальный космический кибер-метал.

Глобальный резонанс ESTATIC FEAR и трибьют-концерт SHADOW SUITE

Шли годы после издания второго альбома, и ESTATIC FEAR постепенно набирали популярность среди ценителей метал-музыки по всему миру. Несмотря на нулевую раскрутку, очень небольшой тираж и наличие всего двух альбомов, музыка группы тем не менее достигла ушей и сердец множества металлистов через скачанные из Интернета mp3 файлы. Нередко альбомы ESTATIC FEAR сразу занимали своё место среди топ-5 или топ-10 любимых метал-альбомов слушателя, по причине их выдающегося качества, атмосферности и мелодичности.

Примерно в 2008 году фаны группы запустили онлайн кампанию-петицию для финансовой поддержки издания нового материала, написанного Calix'ом. Хоть кампания и оказалась ненужной, так как Calix позднее указал, что нет никакой необходимости в финансовой поддержке релиза (основным названным им препятствием является нехватка времени на организацию записи и продакшена в эти годы), она собрала немало искренних и ободряющих фан-откликов. Кроме того, хостинг петиции сохранял информацию о странах пребывания подписавших, среди которых наблюдалось невероятное разнообразие, даже учитывая то, что некоторые из них могли использовать прокси-серверы:

Армения, Австралия, Азербайджан, Белоруссия, Бельгия, Босния, Бразилия, Болгария, Канада, Чили, Китай, Хорватия, Колумбия, Чехия, Египет, Эстония, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Гватемала, Венгрия, Япония, Латвия, Ливан, Литва, Казахстан, Мексика, Молдова, Голландия, Исландия, Индия, Иран, Израиль, Италия, Португалия, Румыния, Россия, Шотландия, Сербия, Швеция, ЮАР, Испания, Сирия, Тайвань, Тунис, Великобритания, Украина, США, Узбекистан, Вьетнам и др.

Сообщества ESTATIC FEAR в Facebook и last.fm также могут похвастаться полным интернационализмом, который обычен для популярных метал-групп, но беспрецедентен для нишевого австрийского проекта. Действительно, музыка ESTATIC FEAR вызвала незамеченную глобальную волну, безмолвный международный резонанс, оставив в истории метал-музыки небольшой, но покрытый золотом след, а также вдохновив множество молодых музыкантов. Что удивительно, фрагменты и отдельные произведения с обоих альбомов этой редкой дум-метал группы можно услышать на YouTube в виде каверов в исполнении фанов из дюжины вышеперечисленных стран; большинство из них записаны пользователями из Вьетнама, России (а также Украины и Белоруссии), Турции и стран Евросоюза. Кроме того, по информации из некоторых источников, Estatic Fear является одной из наиболее известных групп в жанре gothic/doom в Южной Корее!

В ноябре 2016 года молодой дум-метал проект из Санкт-Петербурга, SHADOW SUITE, отдал дань бесконечного уважения ESTATIC FEAR. Музыканты сделали и мастерски исполнили на сцене полную аранжировку 32-минутного эпика «Somnium Obmutum». В конце мая 2017 года её видеозапись вышла как веб-релиз. Таким образом это замысловатое эмоционально насыщенное произведение, не предназначенное для живого исполнения, родилось заново в новом цикле вдохновения. В данный момент SHADOW SUITE работают над собственным материалом для издания альбома, который, несомненно, будет частично вдохновлён и музыкой ESTATIC FEAR.

Другой любопытный трибьют, «Danza Sombria», был записан в 2013 году аргентинским музыкантом Каримом и включает в себя его собственные произведения, созданные под впечатлением «A Sombre Dance». Ещё один редкий и малоизвестный самородок из России, LOCUS TITANIC FUNUS, красочно отразили в своём дебютном альбоме «Castus Lacrima» 2013 года всю атмосферу романтики и трагедии, присущую работам ESTATIC FEAR. Ранее, в 2007 году, во Франции сформировалась также инспирированная ESTATIC FEAR дум-метал команда ANGELLORE, регулярно радующая ценителей жанра альбомами высочайшего качества и эмоциональности. VÀLI, состоящий из одного музыканта атмосферный неофолк-проект из Норвегии, тоже указал ESTATIC FEAR в качестве одного из ключевых источников вдохновения. Китайский неофолк VERGISSMEINNICHT частично коренится в музыкальном субстрате ESTATIC FEAR, как и дарк фолк эмбиент/блэк-метал проект BGMUD из Ирана. Канадцы AS AUTUMN CALLS также унаследовали дух этой музыки, что даже отражено в названии группы. Помимо перечисленных коллективов хотелось бы порекомендовать альбом “Do Sympathy With Your Fantasy” южнокорейской группы OPHELIA, это нежный романтический дум-метал на тематику смены времён года; стиль написания произведений был вдохновлён обоими альбомами Estatic Fear. Появилось поколение продолжателей этой музыки.

Прогрессив метал, арт-рок, хеви-метал, дум метал, готический метал, трэш-метал, блэк метал, классическая музыка, джаз – самовоспроизведение и эволюция любого музыкального жанра представляет собой пирамиду наследования стилей, техник, идей, подходов, вдохновения. В этой пирамиде каждая новая группа стоит на плечах гигантов прошлого, и лишь некоторые группы настолько хороши, что становятся её новыми ступенями или даже вершинами. Оставаясь нишевым малоизвестным музыкальным феноменом, ESTATIC FEAR стали и краеугольным камнем для творчества последователей, и пиком чистого искусства для немногочисленного, разбросанного по всему миру и весьма преданного сообщества слушателей и музыкантов. Плоды вдохновения такой яркости никогда не пропадают в потоке времени, и, если Calix решит издать ещё один шедевр, полный неоклассического сияния и дум-металлического мрака, золотой след этой музыки в истории жанра станет ещё шире, ещё глобальнее – искристое вино предвкушения хорошо созрело за десятилетия ожидания и надежды.

Дополнительная, возможно, устаревшая информация от Calix Miseriae (на 2007-2009 год):

http://antonsaysdotcom.livejournal.com/14401.html

http://antonsaysdotcom.livejournal.com/14117.html

http://antonsaysdotcom.livejournal.com/8866.html

1 комментарий

  • Кирилл Шевченко DMR 2 декабря 2017 01:20
    Позвольте мне еще представить мелодии собственного сочинения, сопоставимые с настроением музыки ESTATIC FEAR, но имеющие свои особенности, содержащие оттенки русской музыки. Когда я услышал впервые группу, то сразу понял, что их музыка наиболее близка моему настроению и тому, что я хотел бы видеть в своем творчестве. До той поры я пробовал себя во многих жанрах тяжелой музыки. Были сочинены представленные ниже песни, и в последствии оранжировка сформировалась под влиянием группы ESTATIC FEAR. Но почти все музыканты из группы, где я играл считали их слишком медленными для исполнения на сцене и игнорировали. А группа ESTATIC FEAR послужила для меня примером того, что любая музыка, несущая в себе определенные образы и настроения в гармоничном сочетании, может найти своего слушателя. К сожалению мне пока не так повезло со слушателями, как ESTATIC FEAR. Но возможно кому-нибудь удасться отыскать сокровища сердца, которые я спрятал в своих мелодиях. А сами песни в сети называются
    "КЛАВИР - Баллада о родниках(epic doom/авторская песня)" - концептуалочка и "КЛАВИР - Осенний романс (медляк инструментал)"

Написать комментарий