ТЕМАТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ. ХУДОЖНИК Владимир Прокофьев: Eсли рисую Люцифера, то потом, как работа сдана, иду во храм и замаливаю грехи
15 апреля 2018
Давно-давно
ходили такие невнятные слухи, что группа ХХХ сделала себе офигенную
карьеру да и денег подзаработала на оформлении альбомов - чуть ли не
впервые на обложках появился монстр, - целый трупак по имени … , я знаю,
что вы знаете, как его зовут. Прикиньте, его еще и звали как-то.
Представляете, если Каннибалы всех своих трупаков по имени звать будут?
Насчет ХХХ читал когда-то... может и правда. Может и нет. НО группу
Назарет с альбомом No Mean City с монстром тоже многие помнят из-за
обложки, и что там за музыка была? Прикиньте, никакого дэта. Во дают
назаретяне! Неужто вы еще не поняли, к чему я клоню? Я сам еще не
понял...
Недавно, года два назад, делал обзор одного
диска нашего русского. Музло — шикарное, а вот обложечка - подкачала.
Ну скажем, - мазня (и такое, естественно, не только у русских групп и на
«Западе» такого хватает выше крыши). И как будет продаваться этот диск?
Да черт его знает. Но хуже чем ХХХ - это точно.
Я
даже когда-то давал рецепт музыкантам. В каждом русском городе есть
художка, куда надо идти и размещать объявление - «кто сделает мрачную
облогу, того печатаем на диске. Обоюдное промо». Писать договор бартера,
с подписями и проч.
Но ведь можно и обратиться к
настоящему художнику, которому не надо много объяснять насчет рисунка,
как рисовать и для чего... который сделает все путем, на пятерочку. Да,
надо заплатить. НО. Ведь все мы хотим лучший результат... а он за ПРОСТО
ТАК не бывает. Ну вот такая жизнь...
И потому
сегодня разговариваем с Владимиром Прокофьевым, художником, который
профессионально занимается разработкой обложек дисков, тяжелых и других
групп. Давно хотел с художником переговорить...
- Всем здравствуйте! Давайте поговорим.
Владимир,
вопрос намбер уан. Согласен ли ты с утверждением, что художника может
обидеть каждый... С чего это вдруг люди так вообще говорят? Твое мнение
по этому вопросу.
- Вопрос намбер
ван уже запугивает художника! Я думаю, что тут дело в страхе творческого
человека быть непонятым. Но это применимо не только к художнику, а
вообще к любому создателю - музыканту, актеру и т.д. Объект искусства
один, а высказать свое "фи" может каждый, даже не разбирающийся в
вопросе человек. Но я к критике отношусь спокойно, и зачастую специально
прошу поругать меня и обидеть.
Твоя мастерская называется PAINT-IT-BLACK, ты в этом проекте один, или может вас там несколько (клонов) художников работает?
-
На самом деле, я ничего не рисую. Оставляю листок с техническим
заданием на столе, а ночью из под кровати выбираются маленькие волшебные
человечки и выполняют всю работу. Это потому, что я продал свою душу
дьяволу, и за это в загробной жизни меня ждут адские муки на сковороде.
Но в основном, я рисую все сам.
Откуда такое название мастерской? (Это ж моя любимая компо Роллингов).
-
Название из той самой песни Роллингов и взято. Мне нравится сей шлягер и
сама идея "закрасить все черным"... По своим текстам довольно же
мрачная песня. Но тут есть и еще тот подтекст, что изначально я обычно
рисую обложку в черно-белом варианте, а потом раскрашиваю.
И вот сразу, как бы в лоб, сколько дисков ты оформил и сколько из них были металльные? Как тебя находят заказчики?
-
К сожалению, точное количество я не ведаю, сколько дисков оформил, т.к.
некоторые релизы не выходили на физическом носителе. Примерно штук 100 и
в основном все металльные. Заказчики меня находят по моим работам:
нарисовал иллюстрацию к альбому, он разлетелся по соцсетям и порталам,
все восхитились обложкой и сразу бегом ко мне. А так я много рисую для
друзей музыкантов, есть друзья с лейблов, которые заинтересованы в том,
чтобы их релизы были интересно оформлены, общаюсь с андеграундной
тусовкой, хожу на концерты. То бишь никакого там навязывания "эй,
подписывайтесь на мой паблик и ставьте лайки" я не осуществляю, а как-то
все само происходит. И спасибо всем, кто поддерживает мое творчество -
рассказывает о нем.
Наверное,
главный вопрос. Ты сначала слушаешь музыку, а потом рисуешь или
наоборот, сначала рисуешь, как скажет заказчик, а потом слушаешь музыку?
-
Стараюсь сначала всегда разобраться в материале. Иногда бывает, что
происходит и без слушаний, но лучше, когда ты в курсе всего
происходящего. Тогда можно дать музыкантам совет, а потом и навязать
свое больное видение их в целом добрых и светлых композиций. Вообще
отрадно, когда тебе полностью доверяют, знакомят с музыкой и текстами, а
ты это воплощаешь.
Как художнику надо рисовать,
чтобы манера исполнения не набила оскомины и была каждый раз будто
новой? Или все-таки мастеру надо держать минимум своей особинки, чтобы
зритель понимал каждый раз, что он видит, например В. Прокофьева.
-
Когда у тебя есть свой определенный стиль, то это с маркетинговой точки
зрения хорошо и выгодно. Типа заказчик сразу обращается к тебе с
предложением "хотим картинку в твоем стиле". Но мне рисовать постоянно в
одном стиле довольно скучно, да и как художнику интересно пробовать
разные техники, поэтому рамки несколько размыты. Но что-то свое есть,
так как иногда мне скидывают обложки "о, я догадался, что это твой арт".
Бывают разные техники рисования: масло, акварель, уголь и проч. Твоя любимая техника?
-
Обложки для дисков в основном я рисую на графическом планшете. А так,
для себя я вернулся сейчас к масляной живописи, так как обнаружил в
шкафу коробку с красками еще времен моего обучения в художественном
училище. Ну и еще увлекаюсь каллиграфией, прикупил перьев и туши, так
что возможно скоро от меня будет новый шрифт.
Назови три своих самых любимых обложки, которые ты сам нарисовал.
-
Это мне будет сложно сделать... Отношение к своему творчеству довольно
изменчиво - они мне все не нравятся. К каждой новой обложке отношусь с
душой и вниманием. Но если рисую Люцифера, то потом, как работа сдана,
иду во храм и замаливаю грехи.
Как ты вообще настраиваешься на работу? Ставишь будильник? Или ждешь вдохновения?
-
Отправляюсь в Тибет, забираюсь на самую высокую гору и жду, когда на
меня снизойдет вдохновение. Потом - быстро домой и рисовать. А обычно
включаю творчество той группы, для которой рисую, и это и настраивает на
нужный лад. Бывает, что трачу несколько часов на рисование и толку
ноль, а потом вдруг в один день все это радостно и хорошо перерисовываю.
Так что, думаю, вдохновение - вещь хорошая, но внезапная.
Вот
смотри, человек ИНОГДА в первую очередь видит обложку диска, а потом
только слушает музыку. Чувствуешь ли ты ответственность за такого рода
восприятие?
- Конечно, встречают по одежке, а
провожают по уму. Но в моем случае ответственность - дело
второстепенное, потому как я рисую для музыкантов, и они в итоге
утверждают финальный вариант. Зачастую они же и являются авторами
концепции. Когда же я рисую сам, то я вполне в себе уверен и думаю, что
хорошо разбираюсь в музыке и обложках.
Вроде бы ты даже анимационное видео делаешь к музыке? Расскажи, что это был за опыт.
-
Да, мир анимации крут тем, что там образы, которые ты рисуешь, оживают,
взаимодействуют друг с другом, все в твоей власти и фантазии. Ты сам
придумываешь пространство, в которое могут заглянуть зритель и ты сам
дальше, чем рамки иллюстрации. Но процесс создания очень сложный, долгий
и трудоемкий. У меня не получается заниматься этим столько, сколько
хотелось бы. Потому как есть основная работа, чтобы я мог обеспечивать
себя и есть творчество, на котором я достаточно не зарабатываю.
У
тебя связи с определенными лейблами (кстати, с какими?) или таковых нет
принципиально, и заказы принимаются откуда угодно. Я имею в виду, что
некоторые лейблы просто рекомендуют проверенного художника. Продавать то
альбом будут они, и лейбл как никто другой понимает, что оформление -
это важная часть диска.
- Да, есть лейблы, с
которыми я дружу и всячески взаимодействую. Я надеюсь, что и им со мной
комфортно. И мне от этого плюс, так как появляются разные заказчики и
для лейблов я стараюсь предлагать выгодные условия. Я сотрудничаю с
Nihil Art, Dark East, Satanath, Casus Belli Musica, и ежели от них
поступает какое-нибудь предложение, никогда не отказываю.
Среди металлистов представители каких именно сабжанров толкутся у тебя в приемной? Треш, блэк, дум? Какие еще?
-
В основном все как-то вертится вокруг жанров Black Metal, Doom и все,
что рядом, больше атмосферного толка. У обложек тоже есть своя
специфика, и так как я не рисую расчлененку и горы гниющих трупов, то
представители Brutal Death или Grind ко мне не обращаются.
А не металльные? Кто приходит, что играют?
-
Про не металльные особо и сказать нечего, потому как в основном все для
тяжелой сцены рисую. Есть арты для ambient или там около hip hop
исполнителей, но и то все такое... с налетом мрачности.
Когда приходится делать арт на футболку, ты используешь тот же рисунок, что на альбом или переделываешь его — дорисовываешь?
-
Тут все происходит по желанию заказчика. Так-то для футболки более
подходит вертикальный формат иллюстрации. И тогда либо адаптирую арт с
обложки, как в случае с группой ИЛ и их альбомом "Нечисть". Или же
музыканты обращаются с просьбой нарисовать арт для мерча, альбом уже
готов и иллюстрация на ту же тему, но только уже с другой композицией.
Вот для группы Крада, допустим, футболка с "Крысоловом" по случаю
презентации альбома вживую.
Кто
был твоим учителем? На кого ты ориентируешься как художника металльных
обложек? Есть ли у тебя, так сказать, кумиры? Приведи примеры, плиз, их
работ.
- Я смотрю на иллюстраторов в целом, не
только на оформителей обложек к дискам, а также книжным, кроме как
почему то недолюбливаю 3D и игровые арты. А так, наверное началось все
еще в детстве с эпичных обложек таких групп, как Manowar, Iron Maiden,
Paradise Lost (Draconian Times). Если назвать несколько вдохновляющих
художников из оформителей то вот: Денис Форкас - оформлял "The Satanist"
Behemoth; Дэн Сигрэйв - очень эпичные футуристичные композиции, Арик
Ропер, Кристиан Валин... Но я терпеть не могу Seth Siro Anton, это чел
из Septicflesh, творит просто наитупейшие фотоколлажи и на мой взгляд
является ярким примером китча и безвкусицы в оформлении, хоть и хорошо
это технически делает. Посмотрите хотя бы на его арт к альбому Moonspell
"Alpha noir" - лютое дерьмо.
Кто тебе нравится из классических художников — не более трех имен ))). И почему?
- Не буду загромождать все именами. Мне нравятся импрессионисты и советский авангард.
На твоей стене в вк, есть рисунки старых советских плакатов. Тебе в самом деле нравится, или просто контент в кайф?
-
У советских агитационных плакатов (да и не только советских) - есть
чему поучиться: композиционным решениям, мощным эмоциональным образам и
подаче. Это огромный пласт культуры, который мне интересен и с
профессиональной точки зрения, и занятного, стебного тоже можно
отыскать.
А какая у тебя любимая музыка? Какая музыка вдохновляет тебя более всего к написанию художественных работ?
-
Утром я слушаю Funeral Doom, потому что жизнь - это боль, днем -
задорный Black Metal, вечером Арию и Кипелова, а на ночь глядя хор
каких-нибудь православных старцев. Иногда Katatonia, Cemetary, Paradise
Lost, Dark Tranquillity, Draconian...
Какой крайний альбом слушал? Как тебе отечественная сцена? Назови парочку русских команд, которые по твоему достойны...
-
На отечественной сцене много крутейших групп и мое художественное
творчество помогает открывать новые. У Eldiarn мощный альбом про
безудержное счастье, душевный альбом у группы Древород, мичуринские
викинги Sleeping Woodland классный эпик сообразили. Всегда слежу за
творчеством Gmork, Монсальват, Lauxnos, Черные Озера, Ил...
Вот странный вопрос. Нет ли у тебя музыкального проекта собственного? Если есть, расскажи немного про него.
-
Довольно давно я уже запиливаю атмосферный Dark Metal в своем проекте
In Tenebriz. Есть как альбомы, так и сплиты с другими исполнителями. В
основном я там все один сочиняю, но иногда соучаствуют друзья-музыканты.
Этой зимой вышел альбом Winternight Poetry - его можно послушать на
бэндкамп странице https://intenebriz.bandcamp.com/
Какие анекдоты популярны среди художников? Расскажи один.
-
Хм... Блин, не то чтобы художники не любят шутить, но что-то я ничего
адекватного вспомнить не могу... В основном это всякие мемы из
интернетов. Типа "в чб смотрелось бы лучше".
Гхм... ну ладно я сам расскажу.
Художник
рисует обнаженную девушку, потом он предлагает ей отдохнуть, попить
чай. Она одевается, они пьют чай, разговаривают о жизни. Незаметно
увлеклись беседой, но вдруг — звонок в дверь. Художник — в ужасе: — Это —
жена! Быстро раздевайся.
Не очень смешно, но слегка в тему.
Какую крайнюю книгу читал?
- Алексея Иванова "Псоглавцы". Почти все его произведения уже прочитал, так как интересно, увлекательно и познавательно!
Являются ли фильмы твоим хобби? Что смотришь?
-
Киноманом я себя назвать не могу. Мне нравятся фильмы Яна Шванкмайера,
нравится фантастика типа "Бегущий по лезвию", нравятся триллеры братьев
Коэнов, мистические и ужасающе-мистические фильмы.
Ну тут еще осталось немного места для того, чтобы ты мог обратиться к металлюгам России. Пожелай им добра, что ли...
- Всем самого наилучшего, света, добра и дьявольской музыки!